Я сделала в жизни всего две глупости: позволила себе быть слабой и размечталась (с)
Почему дохрена мифов, сказок и авторских произведений с участием антропоморфной смерти (я тоже не исключение, если вспомнить мой Трактир), но очень мало (а лично мне так вообще не попадалось) где бы была жизнь, как антропоморфное существо. Потому что жизнь явление протяженное, а смерть так сказать единовременное или что-то еще?
Правда, где именно видела - навскидку не вспомню...
Куда Живия стопу поставит, там земля цветет и родит и буйно плодится зверье всякое, такая в ней сила. Люды всякие жертвы ей приносят из урожая, в надежде неустанной, что в их, а не в чужие края Живия наведается. Ибо говорят такоже, что осядет наконец Живия среди того люду, коий выше других вознесется, но все это так, пустые словеса. Потому правду мудрецы рекут, что Живия землю токмо любит и то, что растет на ней и живет, однако без разницы, травка ль то мельчайшая, либо червь самый тишайший, а люды всякие для нее значат не боле, чем наименьшая былинка, ибо и они уйдут когда-нибудь, а новые после них, иные придут племена. А Живия вечно есть, была и будет, всегда, по край времен".
Смерть более... конкретна, что ли. У нее, по сути, единственная функция. А жизнь - целый мир. Бесконечный и многогранный. Его довольно сложно воплотить в одном персонаже...
Chithe, ну вот я тоже так подумала, что у жизни так сказать конкретики маловато, чтобы ее можно было и обозначить конкретно. А цитата откуда? Там еще что-то на этот счет есть? Это чья мифология?
А сама Живия весьма напоминает славянскую богиню Лелю.
Chithe, аа, ясно, Сапковского я как-то не читала
Красоты, любви и плодородия. ) А весна - время пробуждения жизни. Традиционно противостоит осени/зиме. Время, принадлежащее Морене. Она же Марена/Мора/Мара) - богиня, которую не радует ничто кроме увядших цветов, гниющих плодов и угасших человеческих жизней... Как-то так...
А в разных источниках толкуют по-разному.
"…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают." (XVII век, Иннокентий Гизель)
«Доказано, что божества Лада не существует… это — измышление наших книжников позднейшего времени». (Н. М. Гальковский, филолог-славист)
Но, чисто по моим ощущениям, она скорее богиня брака/семьи/довольства. Не жизни как таковой, а достатка: много детей, богатый урожай и т. п.
Я в основном славянскую мифологию изучала по энциклопедии Марии Семеновой (там не только мифология, там вообще ж история), но давно не перечитывала, а поскольку именно славянская из всех меня как-то интересовала меньше всего, мало что и запомнила
Ну да, Сапковский ничего нового не выдумывал, представил собственный взгляд на фольклорного персонажа (собственно, он постоянно это делает).
А мне по ходу еще вспомнился Пирс Энтони «Воплощения Бессмертия». У него действовали Смерть, Природа (как один из аспектов жизни) и Мойры: Клото, Лахесис, Атропос (более близкие к жизни человеческой, чем к жизни вообще). Причем, все они были... мнээ... выборными должностями.))